8(8342)22-32-94,  аварийная служба 8(8342)24-15-18

Защита трубопроводов от коррозии. Антикоррозийное покрытие труб

Коррозия подземных трубопроводов является одной из основных причин их разгерметизации вследствие образования каверн, трещин и разрывов.

Коррозия металлов, т.е. их окисление – это переход атомов металла из свободного состояния в химически связанное, ионное. При этом атомы металла теряют свои электроны, а окислители их принимают.

Рис 2.1

На подземном трубопроводе за счет неоднородности металла трубы и гетерогенности грунта (как по физическим свойствам, таки по химическому составу) возникают участки с различным электродным потенциалом, что обуславливает образование гальванических коррозионных элементов (рис.2.1 и 2.2).

Важнейшими видами коррозии являются: поверхностная (сплошная по всей поверхности), местная в виде раковин, язвенная (питтинговая), щелевая, межкристаллитная и усталостное коррозионное растрескивание. Два последних вида коррозии представляют наибольшую опасность для подземных трубопроводов.

Поверхностная коррозия лишь в редких случаях приводит к повреждениям, тогда как по причине язвенной коррозии происходит наибольшее число повреждений

Коррозионная ситуация, в которой находится металлический трубопровод в грунте, зависит от большого количества факторов, связанных с грунтовыми и климатическими условиями, особенностями трассы, условиями эксплуатации. К таким факторам относятся:

  • влажность грунта,
  • химический состав грунта,
  • кислотность грунтового электролита,
  • структура грунта,
  • температура транспортируемого газа

Рис. 2.2

Наиболее сильным отрицательным проявлением блуждающих токов в земле, вызываемое электрифицированным рельсовым транспортом постоянного тока, является электрокоррозионное разрушение трубопроводов. Иллюстрация возникновения блуждающих токов и влияния их на трубопровод приведена на рисунке 2.3.

Интенсивность блуждающих токов и их влияние на подземные трубопроводы зависит от таких факторов, как:

  • переходное сопротивление рельс-земля;
  • продольное сопротивление ходовых рельсов;
  • количество поездов на перегоне;
  • расстояние между тяговыми подстанциями;
  • потребление тока электропоездами;
  • число и сечение отсасывающих линий;
  • удельное электрическое сопротивление грунта;
  • расстояние и расположение трубопровода относительно пути;
  • переходное и продольное сопротивление трубопровода.

Следует отметить, что блуждающие токи в катодных зонах оказывают защитное воздействие на сооружение, поэтому в таких местах катодная защита трубопровода может быть осуществлена без больших капитальных затрат.

Причины коррозии трубопроводов

Химическая

Данная коррозия возникает при взаимодействии металла с химическими соединениями (щелочи, кислоты и т. д.), вещества вступают в реакцию, в результате образуются продукты реакции, в числе которых может быть и ржавчина, которая начинает последовательно разъедать материал трубопровода.

Электрохимическая

Такая коррозия является одной из самых агрессивных, так как она имеет быструю скорость распространения и способна разъедать даже очень толстые поверхности металла. Возникает при нахождении изделия в электролите, где образовываются аноды и катоды, между которыми образуется электрический ток.

Атмосферная

Образуется при взаимодействии металла с воздухом, паром, водой и пр. Вещества вступают в реакцию, в следствие которой выделяется оксид железа – та самая ржавчина, которая начинает разрушать конструкцию.

Коррозия от перепада температур

При замораживании вещество расширяется, а при нагревании объем его уменьшается, таким образом, если вещество при нормальной температуре свободно проходит через стенки трубопроводов, то при его замораживании, оно начинает давить на поверхность конструкции, что приводит к нарушению ее целостности, попаданию ненужных веществ, что приводит к появлению разрушающей коррозии.

Коррозия из-за неправильной укладки

Причиной трубной коррозии в основном является среда, в которой эксплуатируется конструкция. Трубы соприкасаются с агрессивной средой внутренней поверхностью и наружной поверхностью с почвой.

Коррозия внутренней поверхности начинается в тот момент, когда с ней соприкасается транспортируемое вещество: соль, кислота, щелочь, нефтепродукты и т.д.

image
image
image
image

Коррозия, ее виды. Защита от коррозий (стр. 1 из 3)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

1 ЗАЩИТА СООРУЖЕНИЙ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

ОТ КОРРОЗИИ. ВИДЫ КОРРОЗИИ. 3

2 ПРИМЕНЕНИЕ ИЗОЛЯЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ И ПОКРЫТИЙ

ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ АТМОСФЕРНОЙ И ПОЧВЕННОЙ КОРРОЗИИ 8

2.1 Защита подземных и наземных (в насыпях) трубопроводов от почвенной коррозии 8

2.2 Защита надземных трубопроводов от атмосферной коррозии 11

3 ЗАЩИТА ТРУБОПРОВОДОВ ОТ БЛУЖДАЮЩИХ ТОКОВ 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

ВВЕДЕНИЕ

Трубопроводы и оборудование в процессе эксплуатации подвергаются процессу коррозии.

Коррозия металлических сооружений наносит большой материальный и экономический ущерб. Она приводит к преждевременному износу агрегатов, установок, линейной части трубопроводов, сокращает межремонтные сроки оборудования, вызывает дополнительные потери транспортируемого продукта.

При подземной прокладке стальные трубопроводы подвергаются почвенной коррозии. В грунтах почти всегда содержатся соли, кислоты, щелочи и органические вещества, которые вредно действуют на стенки стальных труб. В некоторых случаях такая коррозия может вызвать очень быстрое появление сквозных свищей в металле трубы и этим вывести трубопровод из строя, такие разрушения происходят особенно часто в трубопроводах, уложенных без достаточной защиты от коррозии.

Успешная защита трубопроводных систем от коррозии может быть осуществлена при своевременном обнаружении коррозионных разрушений, определении их величины и выборе защитных мероприятий. В начальный период эксплуатации состояние трубопровода определяется качеством проектирования и строительства. Влияние этих факторов уменьшается во времени и доминирующее значение приобретают условия работы трубопровода.

1 ЗАЩИТА СООРУЖЕНИЙ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ОТ КОРРОЗИИ. ВИДЫ КОРРОЗИИ.

Линейная часть магистральных нефтепроводов сооружается в основном в подземном исполнении.

Подземные стальные трубопроводы в той или иной степе­ни подвержены коррозии. Коррозия — это разрушение ме­таллических поверхностей под влиянием химического или электрохимического воздействия окружающей среды.

Классификация коррозийных процессов приведена на рис.1

Рис. 1 – Классификация коррозийных процессов

Под­земные нефтепроводы могут подвергаться коррозии под воз­действием почвы, блуждающих токов и переменного тока электрифицированного транспорта. Почвенная коррозия под­разделяется на химическую и электрохимическую. Химичес­кая коррозия обусловлена действием на металл различных газов и жидких неэлектролитов. Эти химические соединения, действуя на металл, образуют на его поверхности пленку, состоящую из продуктов коррозии. При химической корро­зии толщина стенки нефтепровода уменьшается равномерно, т.е. практически не возникают сквозные повреждения труб. Химической коррозии в большей степени подвергаются вну­тренние стенки нефтепровода. Это происходит из-за непол­ного заполнения трубы продуктом, при частичном опорож­нении трубопровода или возникновении такого режима ра­боты нефтепровода, при котором даже без остановки пере­качки не происходит полного заполнения сечения трубы. В образовавшиеся полости выделяются растворенные в нефти пары воды и сероводорода, которые являются мощными кор­розионными агентами. На пониженных участках образуются застойные зоны из осажденной воды, которая вызывает так называемую строчную коррозию нижней части стенки трубы.

В условиях магистральных трубопроводов наиболее распространена электрохимическая коррозия — окисление металлов в электропроводных средах, сопровождающееся образованием электрического тока.

Термин “электрохимическая коррозия” объединяет корро­зионные процессы следующих видов:

коррозия в электролитах — коррозия металлов в жидких средах, проводящих электрический ток (вода, растворы кис­лот, щелочей, солей);

почвенная коррозия — коррозия подземных металличес­ких сооружений под воздействием почвенного электролита;

электокоррозия — коррозия металлических сооружений под воздействием блуждающих токов;

атмосферная коррозия — коррозия металлов в атмосфере воздуха или другого газа, содержащего пары воды;

биокоррозия — коррозия, вызванная жизнедеятельностью микроорганизмов, вырабатывающих вещества, ускоряющие коррозионные процессы;

контактная коррозия — коррозия металлов в присутствии воды, вызванная непосредственным контактом двух металлов.

Процесс коррозии начинается с поверхности металличес­кого сооружения и распространяется вглубь его. Под действием электрохимической коррозии в теле трубы образуются местные каверны и сквозные отверстия. Поэтому этот вид коррозии является более опасным, чем химическая коррозия.

Различают сплошную и местную коррозию. В первом слу­чае продуктами коррозии покрыта вся поверхность, находя­щаяся в контакте с коррозионной средой. Сплошная корро­зия может быть равномерной, протекающей с одинаковой скоростью по всей поверхности, и неравномерной, протека­ющей с неодинаковой скоростью на различных участках поверхности металла (например, коррозия углеродистой стали в морской воде).

Местная коррозия — это окисление металла на отдельных участках металлической поверхности. Она может быть сле­дующих видов (рис.2 ):

— пятнами с глубиной повреждения много меньшей его диаметра;

— язвенная с глубиной повреждения примерно равной его диаметру;

— точечная с глубиной повреждения много большей его диаметра;

— подповерхностная, при которой коррозионный процесс идет под слоем неповрежденного металла;

— структурно-избирательная, при которой разрушается ка­кой-то один компонент сплава;

— межкристаллитная, при которой коррозионное разруше­ние имеет место на границе между кристаллами;

— коррозионное растрескивание, при котором коррозионно-механическое воздействие приводит к образованию трещин в металле.

Очевидно, что местная коррозия более опасна, чем сплошная.

Рис. 2 – Виды местной коррозии

а

– пятнами, б – язвенная, в – точечная, г – подповерхностная, д – структурно-избирательная, е – межкристаллитная, ж – коррозийное растрескивание

Коррозионный процесс разрушения металла под изоляционным покрытием протекает очень медленно и для подзем­ных трубопроводов не представляет практической опасности. В зоне отслаивания изоляционного покрытия коррозирование металла протекает также слабо; наиболее сильно корро­зия развивается в дефекте покрытия.

Коррозию наружной стенки трубы в зоне дефекта изоля­ционного покрытия можно разделить на три области: максимальной коррозии, резкого уменьшения коррозии и посте­пенного снижения эффективности коррозионного процесса. Первый участок имеет площадь, определяемую 1-2 диаметрами дефекта изоляционного покрытия; второй распространяется не более чем на 2-3 диаметра дефекта; третий занимает всю зону отслаивания изоляционного покрытия. Интен­сивность коррозии металла в зоне дефекта зависит от раз­мера дефекта, вида покрытия и коррозионной среды.

Анализ отказов отечественных МН показывает, что отка­зы нефтепроводов из-за наружной коррозии составляют 30-35 % от общего их числа.

Подземная коррозия магистральных нефтепроводов наносит большой ущерб, приводя к их преждевременному изно­су, сокращению межремонтных периодов, авариям и поте­рям нефти. Поэтому защита нефтепроводов от подземной коррозии является важной народнохозяйственной задачей.

Магистральные нефтепроводы защищают от коррозии двумя способами:

а) наложением на поверхность нефтепровода изолирую­- щих покрытий;

б) электрическими методами.

Для выбора способа защиты подземных нефтепроводов от коррозии необходимо определить коррозионную актив­ность грунта и характер распространения блуждающих токов вдоль трассы нефтепровода.

Основной способ защиты нефтепроводов от коррозии — качественная, надежная наружная изоляция.

2 ПРИМЕНЕНИЕ ИЗОЛЯЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ И ПОКРЫТИЙ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ АТМОСФЕРНОЙ И ПОЧВЕННОЙ КОРРОЗИИ

Изоляционные покрытия, применяемые на трубопроводах, должны удовлетворять следующим основным требованиям:

• обладать высокими диэлектрическими свойствами;

• быть сплошными;

• обладать хорошей адгезией (прилипаемостью) к металлу трубопровода;

• быть водонепроницаемыми;

• обладать высокой механической прочностью и эластичностью; высокой биостойкостью;

• быть термостойкими (не размягчаться под воздействием высоких температур и не становиться хрупкими при низких);

• конструкция покрытий должна быть сравнительно простой, а технология их нанесения — допускать возможность механизации.

Материалы, входящие в состав покрытия, должны быть недефицитными, а само покрытие — недорогим, долговечным.

2.1 Защита подземных и наземных (в насыпях) трубопроводов от почвенной коррозии

Почвенная коррозия вызывает самые большие разрушения трубопроводов, до сквозных разъединений стен.

Защита от почвенной коррозии делится на пассивную и активную.

Под пассивной защитой понимается изоляция поверхности трубопровода от земли разными материалами. Активная за­щита имеет целью устранение обстоятельств, вызывающих коррозию трубопроводов. Для этого стараются перенести процесс коррозии с трубопровода на заземляющие устройства.

Изоляционные покрытия из полимерных липких лент или битумных мастик следует наносить на трубо­провод в трассовых условиях, как правило, при совме­щенном методе изоляционно-укладочных работ.

image

Способы защиты труб от коррозии

Можно выделить три главных способа защиты труб от коррозии:

  • Активный способ – используется электрический ток;
  • Пассивный способ – применяется для защиты трубопроводов под землей и может осуществляться тремя различными способами: особый способ укладки с образование воздушного кармана между грунтом и стенками трубопровода, обработка поверхности специальными составами и антикоррозийными покрытиями;
  • Уменьшение агрессивности среды — введением в эту среду соединений, уменьшающих скорость коррозийного износа.
Наименование Срока эксплуатации Срок эксплуатации
активный применяется электрический ток ≤5 лет
пассивный нанесение покрытия из специальных составов ≤3 лет
уменьшение агрессивности среды удаление веществ, образующих коррозия с помощью ингибиторов 1-2 года

Электрохимический способ защиты труб от коррозии

Данная защита относится к активному способу борьбы с коррозией трубопроводов. Суть метода состоит в том, что к защищаемому изделию подводится постоянный ток, или устанавливаются протекторы. Ток на поверхности конструкции смещает поляризацию и анодные участки становятся катодными, в итоге процессы коррозии останавливается. Отдельным видом электрохимической защиты является электродренажная, при которой устанавливается дренажная система и электро экраны, производится изоляция фланце.

Электрохимическая защита

Достаточно результативный способ защиты металлоконструкций от электрохимической коррозии. Иногда воссоздать лакокрасочную оболочку или защитное оберточное покрытие просто невозможно. Вот в таких случаях и уместно применение электрохимической защиты.

Восстановление покрытия трубопровода, расположенного под землей, или днища морского судна – процесс достаточно трудоемкий и дорогой, а в некоторых случаях и невозможный. Благодаря электрохимической защите изделие будет надежно защищено от коррозии: покрытия подземных трубопроводов, днищ судов, всевозможных резервуаров не будут разрушаться.

  • Используется метод в ситуациях, когда потенциал свободной коррозии пребывает в области усиленного распада основного металла или перепассивации. То есть, когда металлоконструкция интенсивно разрушается.
  • При электрохимической защите к изделию из металла подключают постоянный электрический ток. Благодаря ему на поверхности металлической конструкции образуется катодная поляризация электродов микрогальванических пар и анодные области становятся катодными. А вследствие негативного влияния коррозии разрушается не металл, а анод.
  • Электрохимическая защита может быть анодной или катодной: это будет зависеть от того, в какую сторону сдвинется потенциал металла (в положительную или в отрицательную).

Катодная антикоррозийная обработка стальных труб

Наиболее применяется катодная защита, так как она возможно в любых коррозионных средах и является наиболее эффективной.

Суть процесса состоит в наложении на защищаемую поверхность отрицательного потенциала. При такой защите разрушению подвергается электрически подключенный к защищаемой поверхности анод, который изготавливается из электропроводных материалов, а также в процессе реакции выделяется водород.

Протекторная защита трубопроводов от коррозии

Такой способ является одним из видов катодной защиты материала изделия и считается очень высокой, а затраты на ее проведение сравнительно небольшие.

Метод заключается в присоединении металла с более электроотрицательным материалом.

Протекторная защита (гальваническая) используется при невозможности подведения к конструкции электрического тока по различным причинам.

Каждый протектор образует свой радиус действия, при котором его работа защищает металл.

Сами протекторы изготавливаются из легированных материалов: железа, алюминия или цинка.

ЛКМ на основе эпоксидных смол

На основе эпоксидных смол изготавливается огромное число материалов для различных областей применения. Они используются в радиоэлектронной, электротехнической промышленности, судо-, авиа- и машиностроении, в том числе они используются как пленкообразующие ЛКМ, как компоненты пропиточных, заливочных компаундов, герметиков, клеев и прочее. Широкий выбор пленкообразователей позволяет создавать средства с самыми разными свойствами (например, лак ЭП-741, шпатлевка ХП-0064). Данные составы применяются для противокоррозионной защиты изделий из дерева, бетона, пластмасс, металлических конструкций и других. Для этих целей используют около 50 % общего мирового производства эпоксидных смол. Подробнее

Катодная защита «индуцированным током»

При этом способе требуется наличие генератора неизменного тока, к полюсу генератора подключается защищаемый материал. Полюс соединяется с заглубленными в землю анодами.

Процесс протекает так: включается генератор, передает ток на аноды, аноды в свою очередь передают ток на грунт и поступает к магистрали. Таким образом, изделие выступает в роли катоды и защищается от ржавчины.

Анодная антикоррозийная защита труб

Анодный метод в свою очередь менее распространен, чем катодный и применяется для конструкций из определенных материалов в хорошо электропроводных средах: титан, углеродистые стали, железистые высоколегированные сплавы и других сплавов способных к самостоятельной устойчивости от коррозии.

Для получения эффекта от анодной защиты необходимо, чтобы:

  • сварные швы были выполнены качественно;
  • материал поверхности объекта мог переходить в пассивное состояние;
  • не должно наблюдаться щелей и воздушных карманов;
  • должны отсутствовать заклепки.

Защита трубопроводов от воздействия низких температур

Большое количество магистральных трубопроводов прокладывается в месте, где температура окружающей среды может достигать минусовых температур. Даже незначительное замораживание труб и транспортируемых веществ может губительно сказаться не только на проходящем веществе, но и на общем состоянии конструкции трубопровода.

Для предотвращения такого состояния, уже на этапе устройства труб производятся защитные мероприятия:

  • трубы стараются укладывать ниже глубины промерзания грунта;
  • утепление с помощью теплоизоляционных материалов;
  • засыпку трубопроводов выполняют из природных материалов с низкой теплопроводной способностью, например, керамзит;
  • устройство воздушной прослойки между грунтом и магистралью, которое обеспечивается установкой трубопроводов в специальных закрытых коробах.

Антикоррозийная защита трубопроводов при переменных температурах

Как было упомянуто ранее, при замораживании происходит расширение материала, что разрушает поверхность трубопровода и вызывает коррозийные процессы в конструкции.

Чтобы избежать таких явлений используют теплоизоляционные материалы, которые помогают избежать замораживания поверхности трубопровода и его содержимого и обеспечить защиту металлических труб от коррозии в грунте — тепловых путепроводов, газопроводов, труб для перекачки нефти и нефтепродуктов и др.

К используемым теплоизоляционным материалам предъявляют требования:

  • Предотвращение промерзания, образования конденсата;
  • Увеличение срока службы изделия;
  • Устойчивость к микроорганизмам и насекомым;
  • Низкая пожароопасность;
  • Влагостойкость.

Сегодня рынок теплоизоляционных материалов очень обширный. Можно выбрать любую антикоррозийную защиту стальных труб в земле — вещество, форму, способ утепления и др. Лучше всего подобрать материал именно для вашей конструкции смогут специалисты нашего предприятия, имеющие обширным опытом работы в этой сфере.

Основные теплоизоляционные материалы для защиты труб

  • Стекловата;
  • Минераловатные материалы;
  • Базальтовое волокно;
  • Вулканитовое стекло;
  • Перлитовые материалы;
  • Пенополистирольные;
  • Каучуковые вещества;
  • Полиэтиленовые материалы.

Примеры теплоизоляции труб различными материалами представлены на картинках:

Теплоизоляция из полиэтилена и пенополиуретана

Теплоизоляция с помощью монтажной пены

Теплоизоляция из базальтового волокна

Что лучше использовать для деревянного дома: паклю, мох или герметик?

Компания СпецЭмаль лакокрасочные материалы любого назначения: химстойкие, для дорожной разметки, термостойкие, огнезащита и другие. Мы также поставляем огнезащитные материалы для бетона, пластика, дерева, металла, текстиля. Спектр ЛКМ на различной основе: ГФ, ФЛ, ХП, ЭП, КО, ВЛ, ХС, АК, АС гарантирует удовлетворение Ваших потребностей! Действуют специальные цены: грунт цинэп, эмаль ко-8104, эмаль эп-969, эмаль нц-132, эмаль ак-1316.

Особенности использования антикоррозионного покрытия стальных труб «Уризол»

Одним из самых распространенных материалов в борьбе с ржавчиной трубопроводов является двухкомпонентный материал на основе полимочевины – Уризол. Это вещество активно борется с почвенной и атмосферной коррозией. Кроме общей поверхности конструкции, данным составом просто обрабатывать фитинги, крановые узлы, соединительные детали трубопроводных магистралей.

Первый компонент – Уреапол, который наносится как основа и по сути является смолой, второй компонент — Уреанат, который является активным веществом.

Нанесение Уризола

Как и другие защитные составы, Уризол в несколько слоев для достижения необходимой толщины слоя. Предварительно поверхность должна быть подготовлена: очищена от грязи, наросшей ржавчины, пыли и отслоившейся краски, если такая имеется. Поверхность вымывается чистящими растворами и обезжиривается углеводородными растворителями.

Специалист смешивает необходимые компоненты в специальных пропорциях для качественной работы покрытия. Само нанесение происходит с помощью специальной распылительной установки, когда состав попадает на защищаемую поверхность он находится в жидком состоянии, переходит в гелеобразное и твердеет. После затвердевания, измеряется толщина полученного слоя, если она недостаточна для длительной защиты, процедура повторяется до нарастания необходимого слоя. После достижения технологической толщины составу дается время на окончательную усушку в 24 часа – защита внутренней поверхности стальных труб от коррозии готова.

Состав должен хранится в стальных бочках в герметичной емкости для сохранения его свойств, а процесс распыления производится при температуре 60-70 С.

Преимущества защитного состава Уризол

  • высокий уровень полимеризации без специальных катализаторов;
  • незначительная чувствительность к температурным и влажностным воздействиям;
  • быстрое высыхание слоев, что предотвращает появление подтеков и неровностей;
  • длительный срок службы – при нанесении квалифицированными специалистами достигает 30 и более лет;
  • высокая экологичность и безвредность для человека;
  • низкая пожароопасность, которая обеспечивается отсутствием примесей.

Характеристики Уризола

Характеристика Свойство
Время высыхания, мин ≤ 10
Диэлектрическая сплошность. Отсутствие пробоя при электрическом напряжении, кВ/мм ≥ 5
Прочность при ударе, Дж

— при температуре (20±5)ºС;

— при температуре (40±3)ºС;

— при температуре минус (40±3)ºС

≥ 6

≥ 6

≥ 6

Адгезия к стали методом отрыва (для всех типов покрытий) при температуре (20±5)ºС, МПа ≥7
Относительное удлинение при разрыве при температуре (20±5)ºС, % ≥20
Прочность покрытия на изгиб при температуре испытаний (20±5)ºС Отсутствие трещин и мест отслаивания

Причины возникновения

Коррозия стальных подземных труб представляет собой явление, основной причиной которого можно назвать реакции электрохимического окисления металлов от их постоянного взаимодействия с влагой. В результате таких реакций, состав металла меняется на ионном уровне, покрывается ржавчиной, распадается и просто пропадает с поверхности.

На процесс окисления может оказывать влияние характер жидкости, которая течет по подземному трубопроводу отопления или свойства среды, в которых он расположен. Именно по этой причине, выбирая подходящие средства для борьбы с ржавчиной необходимо учитывать все особенности, предшествовавшие ее возникновению. В противном случае, ремонт при помощи сварки неизбежен.

Виды и свойства антикор покрытий для трубопроводов

Чем же покрывают трубы от коррозии? Основную обработку труб от коррозии можно разделить на обработку внутренней поверхности труб от коррозии и на защиту трубопроводов от внешней коррозии. Для каждой поверхности используются примерно одинаковые материалы, но в различных пропорциях.

К наиболее часто применяющимся веществам можно отнести:

  • Битумные и битумно-полимерные материалы;
  • Материалы на основе полиэтилена;
  • Смолы;
  • Грунтовки и шпатлевки;
  • Эмали;
  • Краски.

Главные свойства этих покрытий:

  • Эффективная защита стальных труб от коррозии;
  • Относительно длительный срок эксплуатации;
  • Быстрое и простое нанесение;
  • Возможность нанесения на большие изделия и мелкие части;
  • Экономичность расхода;
  • Доступная цена;
  • Распространенность на рынке строительных товаров.

Электродренажная защита

Это способ защиты трубопроводов от разрушения с помощью блуждающих токов. Метод предусматривает их дренаж (отвод) с защищаемой конструкции на источник блуждающих токов или специальное заземление.

  • Дренаж бывает прямым, поляризованным и усиленным. Прямой электрический дренаж — это дренажное устройство, имеющее двустороннюю проводимость. При величине тока, превышающей допустимую величину, выйдет из строя плавкий предохранитель. Электрический ток пойдет по обмотке реле, оно включится, после чего произойдет включение звука или света.
  • Прямой электрический дренаж используют для тех трубопроводов, чей потенциал всегда выше потенциала рельсовой сети, служащей для отвода блуждающих токов. Иначе отвод станет каналом для натекания блуждающих токов на трубопровод.
  • Поляризованный электрический дренаж является дренажным устройством, имеющим одностороннюю проходимость. Отличие поляризованного дренажа от прямого заключается в присутствии у первого элемента односторонней проводимости ВЭ. В случае поляризованного дренажа ток течет только в одном направлении — от трубопровода к рельсу. Это не позволяет блуждающим токам натекать на трубопровод по дренажному проводу.
  • Усиленный дренаж используется тогда, когда требуется не только отвести блуждающие токи с трубопровода, но и создать на нем определенную величину защитного потенциала. Усиленный дренаж – это обычная катодная станция. Ее отрицательный полюс подсоединяют к защищаемой конструкции, а положительный — к рельсам электрифицированного транспорта, а не к анодному заземлению.
  • Как только трубопровод введут в эксплуатацию, регулируют работу системы его защиты от коррозии. Если возникает необходимость, осуществляют подключение станций катодной и дренажной защиты и протекторных установок.

Использование какой-либо из технологий защиты промысловых, стальных и прочих видов трубопроводов от коррозии – обязательная составляющая их эксплуатации. Все методы антикоррозийной защиты требуется реализовывать в строгом соответствии с ГОСТом.

Нанесение антикоррозийного покрытия

Способ нанесения антикоррозийного покрытия зависит от выбранного материала покрытия и требует индивидуального подхода. Однако существуют единые нормы, которые применяются в любом случае:

  1. Поверхность подготавливают: очищают от окалин, ржавчины, старого защитного покрытия, краски;
  2. Зачищают очищенную поверхность;
  3. Поверхность обезжиривают с помощью специальных составов;
  4. Очищают с помощью песко- или дробеструйной машины с мелким песком;
  5. Обрабатывают моющими средствами для очищения глубоких слоев изделия;
  6. Промывают поверхность;
  7. Высушивают поверхность перед нанесением основного защитного покрытия;
  8. Каждый слой наносимого защитного покрытия тщательно высушивается.

Чаще всего применяется антикоррозийная покраска труб, так как этот материал имеет широкое распространение, демократичную цену, легок в нанесении (распыление или нанесение валиком) и долговечен.

Применяемое оборудование для антикоррозийной обработки труб

В зависимости от вида защитного покрытия, применяется специальное оборудование, например, установка электродуговой металлизации (позволяет наносить металлические покрытия), установки для плазменного напыления, установки для «холодного» цинкования стальных изделий (для лакокрасочных изделий), установки для напыления (грунтовые и лакокрасочные вещества), валик.

Обязательно соблюдение техники безопасности при производстве работ. Специалисты, выполняющие обработку должны находиться в специальной защитной форме.

Ссылка на основную публикацию
Похожее