8(8342)22-32-94,  аварийная служба 8(8342)24-15-18

Установка терморегулятора теплого пола

image

Назначение

Главная задача термоэлемента в регулировке температуры охлаждения двигателя. Именно этот узел позволяет постепенно и быстро прогревать силовой агрегат.

В зимнее время это особенно важно, так как быстрый нагрев антифриза осуществляется сначала в моторе и обогревателе, без дополнительного охлаждения вентилятором.

Принцип работы

Термостат работает по принципу дозированного нагрева антифриза. В его основе клапан с термоэлементом, состоящим из смеси воска и меди. Принцип работы следующий:

  1. Во время пуска холодного двигателя, затвор термостата находится в закрытом положении. Антифриз циркулирует внутри двигателя и печки за счет насоса. В это время температуры жидкости еще недостаточно для открытия клапана.
  2. Постепенно нагреваясь, антифриз достигает периода открытия при температуре от 85 до 90 градусов. Происходит это за счет термоэлемента. Смесь воска и меди начинает плавиться, за счет чего увеличивается в объеме и давит на затвор, открывая его. Открытый клапан пропускает антифриз из двигателя в радиатор, уравнивая температуру за счет охлаждения вентилятором и потоками воздуха.

image

Термостаты могут отличаться своей конструкцией, но главная их задача остается неизменной.

Куда и где подключать провода на газовом котле?

Для подключения термостата от клеммной колодки котла к контактам Dry Contact вам нужно подвести два проводника.

По инструкции рекомендуемое сечение медных жил – не менее 0,75мм2.

Длина кабеля до места установки термостата не должна превышать 50 метров.

Необходимые клеммы на самом котле ищите в инструкции завода изготовителя, либо ориентируйтесь по надписям на колодках.

Данные клеммы чаще всего расположены с обратной стороны платы управления.

Однако иногда производители их выносят за пределы платы.

Еще некоторые монтажники при установке подключают сюда кабель и выводят его наружу, чтобы потребитель в дальнейшем не лез к плате и чего-нибудь там не напутал. Так как термостат еще не установлен, концы кабеля закорачивают.

Кстати, с этой выносной колодкой будьте внимательны. Некоторые потребители сталкивались с проблемой заводского перепутывания проводов, как например у Protherm (Протерм).

В итоге все начинало работать как надо, только при обратном подключении.

Изначально между клеммами стоит перемычка. Если перемычку разорвать, то газовый котел просто-напросто перестанет работать.

При подключении термостата заводскую перемычку демонтируют и на ее место заводят кабель, проложенный до места установки терморегулятора. Самое главное никаких внутренних настроек на котле изменять не нужно.

Через эти контакты подается управляющий импульс низкого напряжения (обычно 24В).

У нас есть управляющее устройство (термостат) и ведомое (котел). Между ними по слаботочной линии постоянно происходит передача набора запросов-ответов.

Принцип работы здесь простой – замыкая сухой контакт, мы тем самым разрешаем работу котла, размыкая – прерываем передачу данных и запрещаем. Замыкание и размыкание происходит через реле термостата, в зависимости от выставленной температуры на устройстве и сравнения текущих показателей в комнате.

При срабатывании сначала отключается горелка, затем через определенный промежуток (время выбега насоса) и циркуляционный насос. Хотя в разных моделях алгоритм работы насоса может отличаться.

Один из вариантов алгоритма

Не желательно, чтобы насос отключался сразу же после срабатывания термостата. В этом случае выставьте в меню выбег от 5 до 10 минут. Тогда вся система отопления будет остывать равномерно и промежутки времени срабатывания автоматики увеличатся.

На дорогих моделях, поддерживающих протокол OpenTherm, через выносной программатор можно управлять многими встроенными параметрами котла, а не только его включением-отключением.

Вот наглядные примеры, куда подключать термостат для разных моделей котлов:

BaxiBoschElectroluxVaillantJunkersBuderusViessmanFerroliAtronАльфа КалорImmergas

А что будет, если терморегулятор выйдет из строя? Как в этом случае поведет себя котел?

Все зависит от того, в каком положении останется сухой контакт. Если замкнут — ничего страшного не случится. Котел просто начнет работать по своей последней заданной программе.

Если разомкнут, то отопление не запустится и работать не будет.

Обратите внимание, что на работу горелки в режиме горячего водоснабжения термостат не влияет.

На контакты питания терморегулятора заводится напряжение 220V – фаза и ноль (L и N). Это можно сделать как от отдельной розетки или распредкоробки, так и взять их непосредственно с самого котла.

На регуляторе с сухими контактами без разницы, куда заводить фазу или ноль, а вот на моделях для эл.теплых полов это играет существенную роль в вопросе безопасности эксплуатации.

Так как при неправильном подключении разрываться будет только нулевой проводник, а фаза будет постоянно дежурить на кабеле обогрева.

Разновидности

Производители оснащают автомобили разными типами регуляторов температуры.

Это обусловлено мощностью двигателя, величиной внутреннего давления охлаждающей системы, объемом жидкости. К основным типам относятся:

  1. Простой одноклапанный вариант. Является самым распространенным. Один клапан регулирует температуру антифриза до полного прогрева силового агрегата, в последствии открывая полную циркуляцию внутри системы.
  2. Двухступенчатый. По принципу работы схож с одноклапанным термостатом. Отличие только в том, что клапан состоит из 2 тарелок: маленькой и большой. Регулировка температуры происходит по мере открытия тарелки малого диаметра. После достижения определенного градуса открывается тарелка большого диаметра. Такие термостаты часто устанавливаются на автомобили с высоким давлением внутри системы охлаждения.
  3. Двухклапанный. Термоэлементы этого типа ставились на советские автомобили. Принцип их работы основан на работе главного и перепускного клапана, установленных на одном штоке. По мере нагрева происходит открытие маленького клапана. При этом большой клапан остается закрытым. После полного нагрева антифриза, перепускной клапан закрывался, открывая главный и полную циркуляцию внутри системы.
  4. Электронный. Новый, современный тип терморегуляторов. Система с клапаном внутри осталась прежней, к ней добавился нагревательный элемент и регулировка за счет бортового компьютера.

Конструкция терморегулятора не менялась много лет, доказывая свою работоспособность для охлаждения двигателей любой мощности.

Устройство и виды термостатов

По принципу работы терморегуляторы делятся на две большие группы:

  • Приборы прямого действия, реагирующие на температуру теплоносителя. Внутри таких устройств расположен сильфон, заполненный жидким, твердым или газообразным материалом, и тарельчатый запорный механизм. Рабочее тело сильфона меняет свой объем при перепаде температуры и двигает шток, увеличивая или уменьшая подачу в радиатор теплоносителя.

Такие приборы выигрывают в плане стоимости, но уже морально устарели. В квартирах рекомендуется использовать терморегуляторы второго типа.

  • Устройства с выносными датчиками и электрическим приводом механизма регулировки. Они удобнее в эксплуатации, так как настраиваются непосредственно на нужную температуру воздуха в комнате. Электронные системы управления позволяют задать свои режимы обогрева для определенных периодов суток, программируются и по другим параметрам.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Отопление дали, а батареи остались холодными: что нужно делать

Терморегулятор выбирают исходя из размеров патрубка, присоединяемого к устройству, и типа отопления:

  1. Клапаны с маркировкой RTD-G предназначены для установки в однотрубных системах подводки с естественной циркуляцией.
  2. Устройства с маркировкой RTD-N применяются в двухтрубных системах. Также они необходимы, если установлен нанос для принудительной циркуляции теплоносителя.

Профессионалы рекомендуют выбирать клапаны, изготовленные из латуни, бронзы или нержавеющей стали. Они надежнее и долговечнее силуминовых.

Подробнее обо всех типах устройств, предназначенных для регулировки температуры радиаторов, написано в этой статье. Там же можно найти способы увеличения теплоотдачи батарей.

Неисправности

У всех типов термостатов возникают одинаковые неисправности. Связаны они с работой клапана.

  1. Клапан остается в посадочном седле, не открываясь при достижении порога открытия. Это происходит по причине окисления. Часто автолюбители смешивают антифриз с обычной водой. Вода окисляет корпус термостата из-за воздействия высокой температуры. Заклинивание в закрытом положении приводит к быстрому нагреву, с последующим закипанием антифриза.
  2. Клапан не перекрывает циркуляцию. Причиной становиться попадание грязи в посадочное седло или поломка клапанной пружины. Подобная неисправность приводит к долгому нагреву двигателя.

Неисправный термостат нужно проверить и при необходимости заменить.

Какую температуру выставлять?

Логика работы здесь следующая. В заводских настройках котел греет воду по температуре теплоносителя.

Устанавливая выносной термостат, мы тем самым даем ему команду, греть воду не так как хочется котлу, а согласно настройкам терморегулятора, т.е. на определенную температуру в том или ином помещении.

При нормальном утеплении дома и минимальных теплопотерях, газовый котел с терморегулятором в сутки будет работать всего 3-4 часа.

Если термостат после установки никак не повлиял на время работы котла, то скорее всего на газовом приборе выставлена меньшая температура, чем необходимо. Датчик регулятора просто не успевает прогреться до нужного значения и сработать, в то время как t теплоносителя уже достигла заданного порога.

В инструкциях отдельно прописывают минимальную t на котле при использовании внешнего термостата. Как правило, она должна быть не меньше 65 градусов.

Изначально на отопительном приборе рекомендуют выставлять расчетную температуру, которая полностью покрывает теплопотери здания. Когда эти теплопотери не известны, для стандартной системы отопления берут значения от 60 до 70С.

Если вы проживаете в относительно теплом климате, и зимой температуру в батареях не поднимаете выше 45С, для работы с термостатом ее все равно придется увеличить.

Некоторые задаются вопросом, а какой тогда смысл в установке регулятора и как это приводит к экономии?

Из-за того, что температура получится больше, ничего страшного нет:

  • во-первых, котел меньше тактуя, быстрее прогревает систему
  • во-вторых, при большей температуре теплоносителя тепло в комнатах держится дольше
  • да и максимальное КПД батарей наблюдается именно при t 65С-70С, а не при +45С

На месте

Для того, чтобы проверить работу термостата без демонтажа, необходимо дождаться полного остывания мотора. Далее необходимо:

  1. Запустить двигатель.
  2. Дождаться нагрева до температуры 80 градусов.
  3. Проверить патрубок, идущий от термостата к радиатору.

Патрубок должен быть холодным. Если он теплый или горячий, это указывает на то, что клапан остался в открытом положении.

После достижения 85–90 градусов, холодный патрубок к радиатору должен начать нагреваться. Если он остается холодным, значит затвор не открылся и заклинил в посадочном месте. Далее будет дано полное описание как поменять термостат самостоятельно.

Установка терморегулятора теплого пола

Установка терморегулятора теплого пола

При желании с установкой упомянутого устройства можно справиться собственными силами. Исполнитель изначально должен настроиться на серьезность и ответственность предстоящего мероприятия, не забывая, при этом, о положениях техники безопасности.

Разборный термостат

На автомобилях с инжекторной системой впрыска топлива установлены разборные термостаты. В такой детали меняется только клапан, а не весь корпус целиком. Перед заменой, затвор нужно проверить. Это необходимо сделать в емкости с водой. Клапан погружается в емкость с водой и постепенно нагревается. При достижении 85–90 градусов клапан должен открыться, а после охлаждения на воздухе закрыться обратно. Если элемент исправен, его нужно установить на место старого.

  1. Дать двигателю полностью остыть.
  2. При помощи отвертки ослабить крепление хомутов двух патрубков, идущих от крышки термостата.
  3. Подставить под узел емкость для слива антифриза.
  4. Стравить лишнее давление, открутив крышку расширительного бочка.
  5. Используя ключ на «10», ослабить нижний крепежный болт на 3–4 оборота.
  6. Тем же ключом ослабить верхнее крепление на 2–3 оборота.
  7. Используя отвертку сдвинуть крышку с места посадки.
  8. Дождаться полного слива антифриза.
  9. Полностью открутить крепежные болты и снять крышку клапана.
  10. Надавив на клапан, провернуть его на пол оборота и вынуть из посадочного места.
  11. Удалите старую усадочную прокладку.

После того как старый затвор был извлечен, необходимо почистить его посадочное место от грязи и окислов. В момент выемки клапана нужно четко запомнить какой стороной он был установлен. Неправильная установка приведет к тому, что крышка не закроется или клапан просто не будет функционировать. Правильное положение клапанов любых термостатов, это установка пружиной внутрь корпуса в сторону двигателя. Далее нужно установить новую прокладку и закрыть крышку. Крышка затягивается поочередно с каждой стороны, чтобы не возникло перекосов. На заключительном этапе нужно подключить все патрубки, долить антифриз в систему и проверить работоспособность новой детали.

Как выполняется монтаж терморегулятора

Таблица 1. Набор материалов и приспособлений для установки

Фото Описание
Разводной ключ Прибор имеет два соединения, и оба выполнены резьбовыми. Поэтому нужно взять пару гаечных ключей, а еще лучше, чтобы один был разводным, а второй газовым. Последний поможет при необходимости удержать круглые трубы.
Сантехнический лен Старое проверенное средство – сантехническая пакля. Используем мы ее для уплотнения соединений, чтобы со временем на них не появлялось течи. Некоторые мастера предпочитают брать ленту фум или нить, но они не так надежны.
Герметик силиконовый Силиконовый герметик помогает сделать соединение еще более герметичным. Он наносится поверх пакли. Этот материал спокойно переносит нагрев теплоносителя, не страдая от этого. В дополнение к такой тубе покупается монтажный пистолет, цена которого находится в районе 250 руб.

Также может понадобиться плоская отвертка и приспособления для работы с трубами, если их потребуется укоротить для того, чтобы сделать вставку терморегулятора.

Теперь давайте пошагово рассмотрим, как устанавливается на радиатор терморегулятор электронного типа.

Шаг 1 – установка элементов питания

Распаковываем терморегулятор, снимает крышку батарейного отсека и устанавливаем пальчиковые батарейки, которые могут идти в комплекте с устройством или продаваться отдельно. Закройте крышку и проверьте исправность прибора тестовым включением. Если все заморгало, и он подал признаки жизни, то можно переходить к дальнейшим действиям. Некоторые модели не требуют включения – они запускаются автоматически.

Установка элементов питания

Шаг 2 – настройка времени

Далее необходимо выполнить настройку времени, что позволит работать прибору, ориентируясь на время суток. Настройка не отнимает много времени, не отличаясь от настройки самых обыкновенных часов – используем стрелки и кнопку «ОК».

Настройка времени

Дальше происходит настройка даты. Не совсем понятно, для чего это реализовано, но возможно, кому-то эта функция заменит календарь.

В конце настроек на дисплее появляется мигающая галочка – нужно нажать еще раз кнопку «ОК», чтобы подтвердить введенные настройки.

Неразборный термостат

Заменить термостат в неразборном корпусе еще проще. Такие модели устанавливаются на автомобили отечественных производителей до 90-х годов прошлого века. В них меняют весь корпус с клапаном целиком. Для замены необходимо:

  1. Полностью охладить двигатель.
  2. Ослабить крепления хомутов 3 патрубков.
  3. Слить антифриз.
  4. Отсоединить термостат от патрубков.
  5. Установить новый терморегулятор.
  6. Затянуть патрубки.
  7. Долить антифриз.

Невозможно неправильно подключить термостат этой конструкции. В перевернутом виде он просто не подойдет к патрубкам, креплений на двигатель или корпус автомобиля отсутствует.

Механический или электронный термостат

Кстати, для газового котла можно использовать и другой простейший тип регулятора, на который даже не придется подавать напряжение 220В. Например, механический термостат Termec Emmeti или другие подобные модели.

Вот «обычная» схема подключения Termec.

Вам же нужно задействовать только нормально замкнутые контакты 1 и 3, полностью исключив переменку 220В (L и N).

Встроенный датчик при изменении температуры в комнате будет замыкать и размыкать внутренний контакт. Никакого питания ему не нужно. При этом вся логика работы отопления аналогична рассмотренной ранее.

Только не забывайте, что практически у всех механических моделей очень большой гистерезис. Комфортную температуру в помещениях с их помощью не создашь.

Поэтому по возможности выбирайте электронные девайсы с подключением по WiFi. Благо в наше время у китайцев можно найти очень достойные и недорогие варианты.

Например, такие как этот (тысячи довольных покупателей и положительных отзывов).

Подробнее

В некоторых моделях есть контакты, обозначенные как NO (нормально открытые), NC (нормально замкнутые) и COM (общий). Кто-то советует подключать через них, а именно через NC и COM.

Однако будьте осторожны, термостат термостату рознь и всегда изучайте инструкцию. Через них может также подаваться переменное напряжения 220V, и вы тем самым запустите фазу на плату управление куда не нужно.

Вот яркий пример таких многофункциональных регуляторов Fluoreon и Beok.

На многофункциональных устройствах, температура в комнате также определяется при помощи встроенного температурного датчика.

Однако у них на корпусе есть клеммы для подключения и внешнего (Sensor). Он чаще всего используется для теплых полов.

Ссылка на основную публикацию
Похожее